Аутогенная тренировка
В подобных случая Ланген рекомендует „специально сосредоточиться на безразличии”, например: „Левая (правая) рука (нога) удалена”. Иногда при длительной тренировке удается смириться с ситуацией. Второй шаг, по Лангену, состоит в том, чтобы в состоянии самопогружения „интенсивно представить себе ампутированную конечность”, держась при этом за протез и ощущая его. При этом рекомендуется, например, формула: „Я ощущаю правую руку”.
УМЕНЬШЕНИЕ СТРАДАНИЙ ПРИ РАССТРОЙСТВАХ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА
Александер писал: „Грудной ребенок чувствует, что кормление снимает неприятные ощущения. Таким образом, утоление чувства голода самым тесным образом ассоциируется с хорошим самочувствием и ощущением безопасности. В основе чувства незащищенности всегда лежит страх перед голодом (страх перед завтрашним днем), несмотря на то, что в нашей цивилизации почти не бывает случаев смерти от голода”.
Чрезмерная еда может стать заменителем подавленных эмоций. При болезненном аппетите определенную роль играет интенсивная потребность в любви. Однако непроизвольная причина прожорливости может таиться также в агрессивных тенденциях обладания. Поэтому мы рекомендуем следующие формулы цели:
„Я совершенно спокоен и расслаблен, еда мне безразлична\"
или
„Я спокоен и доволен собой\".
Аутотренинг может помочь и при рвоте, имеющей нервное происхождение. При невротической рвоте проявляется тенденция „отдать назад все, что больной поглощает в своих подсознательных фантазиях”, – полагает Александер. Поглощенная пища возвращается назад вследствие агрессивного символического значения, придаваемого акту еды.
„Я совершенно спокоен, доволен и свободен, желудок принимает пищу и сохраняет ее\".
При затруднениях глотания „кусок не лезет в горло\", как говорят в народе. В основе этого явления зачастую лежат тенденции самонаказания.
„Я совершенно спокоен, расслаблен и свободен; горло, пищевод и желудок принимают пищу\".
В отличие от многих других исследователей, для Александера ясна ситуация со страдающими язвой желудка: „…их желудок постоянно находится в состоянии возбуждения не в результате еды, а в результате подавленных психологических влечений к любви и признанию или стремления взять силой то, что не дают добровольно.